22 декабря – 20 января

Козерог

Козерог: мифология и история знака | Московская Школа Астрологии

Одно из древнейших созвездий южной полусферы, знак земли, изображение которого встречается на касситских межевых камнях, и мы можем быть уверены в его месопотамском происхождении. Его шумерское название означает «рыба-козел» – СУХУР.МАШ. Пожалуй, это самое гротескное животное в зодиакальном зоопарке. Оно не похоже ни на одно из существ, когда-либо живших на Земле в водной, воздушной или другой стихии. По всей видимости, образ Морского Козла уходит корнями в глубь времен и также как остальные символы зодиака, является зооморфным символом того или иного Великого божества, когда-либо существовавшего на Земле.

В то же время, не на всех изображениях Козерога мы встречам рыбий хвост. У западных семитов, например, в обличье козла почиталось божество Асима. Сходное значение имеет и авестийское Асман – небо. На некоторых картах XV века созвездие Козерога изображалось в виде козла с передними и задними ногами животного.

Языковая традиция связывает это животное с подземным миром. Название козла в еврейском языке – Гед. Сходные слова есть в арабском и некоторых других языках. Кстати, в русском языке это слово «гад», которое обозначает змею и других пресмыкающихся нижнего мира. Змеи являются издавна не только символом мудрости, но и знаком принадлежности к так называемому «нижнему миру». А слово «гадание» восходит именно к этому корню. На некоторых изображениях XVI века Козерог имеет хвост, напоминающий по форме, скорее, водяную змею или хвост дракона.

Управителем этого зодиакального знака является планета Сатурн. Планета строгости, концентрации, а также силы рождения. В славянской астрологической традиции Сатурну соответствует бог Род — божество, которое начинает цикл рождений и смертей. Именно нижняя, змеино-водно-драконья половина Козерога указывает на его связь с нижним миром, а также с уникальной плодотворящей способностью, которая подчеркивалась во многих религиозных мистериях. Перун (славяне), Перкунас, Пушкайтс (прибалтика) — имена богов, восходящие, как и имя бога Пана к общему индоевропейскому корню, обозначающему «расцветать, делать плодородным».

Сатурн же в древней традиции изображали в виде Т-образного креста с обвивающей его змеей. Однако, как Т-образный крест – знак ниломера в Древнем Египте, – так и змея имеют прямое отношение к традициям древних шумеров и указывают на так называемый «нижний мир», или «подземное царство».

Для того, чтобы найти наиболее древние источники формирования представлений об этом знаке зодиака, мы решили обратиться к эпосу шумеров, как наиболее древнему документу, повествующему о рождении Земли и Неба, людей и богов. В шумерских текстах мы встречаем указание на то, что это созвездие связано с одним из образом бога Эа (Энки). Кто же такой был бог Энки?

В серии «Листая книгу Бытия» Захария Ситчин выдвигает гипотезу о том, что около полумиллиона лет назад на нашу Землю, тогда еще не обремененную присутствием человека, пришли боги. Шумеры утверждали, что в пределах нашей солнечной системы есть 12-я планета, имеющая чрезвычайно вытянутую орбиту огромной длины. Именно с этой планеты на Землю спустились боги неба и Земли. В нашем сегодняшнем понимании это были некие представители космического разума, имеющие целью добычу полезных ископаемых и колонизацию Земли.

Верховным правителем Нибиру был Ану, а оба его сына стали правителями Земли, разделив со временем сферы влияния на северный (Евразия и Северная Америка ) и южный (Африка, Южная Америка) регионы. Один из сыновей имел право первого рождения (Энлиль), и был прекрасным правителем, а второй сын – Эа (Энки), имел подчиненное положение по отношению к Энлилю, однако владел высшими знаниями о природе и человеке.

Он стал главным действующим лицом в освоении природных ресурсов Земли, а также в создании и развитии всего человечества. Со временем человечество, первоначально рассматриваемое богами только в качестве помощников и слуг, приобрело способность к размножению (так называемое «падение») и самостоятельность, что позволило выйти из-под жесткого контроля со стороны богов и развить собственную, человеческую цивилизацию.

Между двумя братьями, а позднее их потомками постоянно существовала вражда за сферы влияния. Более того, все, что относилось к Энки и находилось в южной полусфере, стало называться нижним царством и приобрело негативный оттенок подземелья. Все же, что относилось в Энлилю, называлось пределом верхнего царства и стало верхом божественного совершенства.

Впоследствии шумерские предания были восприняты другими народами древности, развившими на этой основе различные системы религиозной философии, включая и пантеоны древних богов.

В одном из шумерских текстов говорится о том, что боги путешествовали в небесных ладьях и выходили из морских небес. Это были люди-рыбы и они направлялись к берегу. В трудах Бероса содержится пересказ легенды об Оаннесе, существе, одаренном разумом, боге, явившемся из Эритрейского моря, граничащего с Вавилонией в первый год сошествия царства небесного на Землю. Три греческих историка, благодаря которым известно о содержании трудов Бероса, писали о периодическом появлении на Земле божественных людей-рыб, выходящих из Эритрейского моря, которое мы сегодня называем Аравийским (западная часть Индийского океана).

Бог Оаннесс

Шумерский текст, легший в основу аккадских «табличек о Всемирном потопе», рассказывает о том, как началось первое освоение суши богами, выходящими из морской бездны. Во всех текстах говорится, что богом, первым вышедшим из моря на край болот и сказавшим знаменательную фразу «Здесь мы будем жить!» был Энки, в тексте называемый Нудиммудом («тем, кто делает вещи»). Имя ЭН.КИ (в переводе «господин твердой земли») и Э.А («тот, чей дом – вода») наиболее полно передают идею зодиакального Козерога, то есть символа выхода из морских пучин и укрепления на твердой земле.

Город Месопотамии Эриду, был построен на искусственно созданной платформе, в отвоеванном у болот пространстве. Об этом мы читает в тексте, названном С.Т. Крамером «Мифом об Энки и Эриду»: «Господин морских глубин, царь Энки построил дом себе; вдоль побережья вод он дом себе построил; Эриду горе подобный, поднял его он над землей;…»

На древнешумерских таблицах Энки часто изображается среди кувшинов с текущей жидкостью, да и сам он окружен струями воды. Одной из его имен – Повелитель текущих вод. Отличительным признаком его, как и всех шумерских богов, был головной убор, украшенный рогами.

С именем Энки связывается также установление порядка и Золотой век на Земле, о чем говорит текст, условно названный исследователями «Мифом об Энки и порядке на Земле». Сохранилось и изображение печати, на котором мы видим ладью Энки (он в центре, в рогатом шлеме, признаке богов), путешествующую по заболоченным тростниковым водам. Эта лодка имеет особое название – МА.ГУР («лодка, в которой плавают в окрестностях»).

Легенды о Пане (греческом боге с козлиным телом и уникальной потенцией) перекликаются с мифами об Энки, который с помощью многочисленных и не всегда допустимых с точки зрения современной морали, сексуальных связей с божествами женского рода стремился обеспечить себе восхождение.

Возможно, период правления Энки на Земле совпал с нахождением точки весеннего равноденствия в созвездии современного Козерога. С именем бога Энки связана не только тема освоения Земли, земных богатств и минералов, строительства, но также и создание самого человека. Плодом трудов, в современном понимании, генетической работы Энки и Нинхурсаг (проекция Девы, также знак земли в зодиаке) было появление первого человека на Земле, как об этом рассказывают шумерские тексты. Имя первого человека было Адапа.

Ключ к пониманию этого процесса стоит искать в «Мифе о спящем Энки», который проснулся и узнал, что боги приняли решение создать Адапу и что именно ему поручено это дело. Энки ответил: «То существо, чье имя вы назвали, он уж есть. Придайте ему подобие богов». Миф рассказывает о том, что древние боги взяли некое уже существующее на Земле человекоподобное животное и «скрестили» его с помощью методов генной инженерии с одним из богов. В результате такого эксперимента через положенный срок на свет появился первый человек.

Энки и Нинхурсаг. Алхимический процесс создания человека.

С древних времен дошли разнообразные пышные обряды и церемонии, посвященные козе. Например, в Месопотамии, в те времена, когда в знаке Козерога находилась точка зимнего солнцестояния, священнослужители облачались в одежды из козьих шкур и приносили в дар богам жертвенного козла. Знаменитый еврейский праздник йом-кипур восходит корнями к этому обычаю. Правда, он перенесен на осеннее время. С культом козла связан и праздник «отпущения козла», Аззазель. Аззазель, буквально, «козлоотпущение», был одним из демонов пустыни и имел отношение к Египту. Юг, где находилось царство и владение Энки, представлялся в виде нижнего мира, или «царства мертвых».

Кстати, в мифологии Древнего Египта Энки предстает в роли Птаха, создателя твердой почвы на землях вдоль Нила и строителя многих египетских городов.

В наши дни астрологическая традиция связывает с периодом зодиакального Козерога время, когда на Земле появляются истинные устроители жизни, люди, которые принимают на себя бремя чужих долгов и выполняют работу, непрестанно двигаясь к цели и достигая желаемых результатов. Люди практичные и честолюбивые, стоящие обеими ногами на земле и имеющие тонкую, незримую связь со всем тем, что происходит в подземном царстве, имеющие доступ ко всем ее богатствам, как к земным, так и к глубинным, подземным и даже подводным. Люди, в сексуальности которых есть что-то божественное.



ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ